Музей музыки умеет удивлять. На сей раз здесь представили выставку «Мы — звуколюди! Музыка русского авангарда». Корреспондент «МК» посетил экспозицию и выяснил, что общего у Кандинского и Скрябина, поиграл на авангардистских шумовых инструментах, а также послушал как звучит нарисованное признание в любви родной газете с помощью Virtual ANS.
Признаемся в любви родной газете на Virtual ANS. Фото Марина Чечушкова
Слово «звуколюди» — неологизм, его автором является несравненный футурист Велимир Хлебников, который славится изобретением слова «будетляне» и других необычных футуристических «фишечек». «Мы звуколюди!» — слова из его поэмы «Царапина по небу». Не секрет, что футуристы умело пользовались в своей поэзии звукописью и превращали стихотворение в настоящий звуковой перформанс, что показывает неразрывность связи авангардистской музыки с поэзией, а понятие «звуколюди» ни что иное как объединение композиторов и создателей экспериментальных инструментов, звуковых машин, изобретателей новых способов исполнения.
Своего гостя в Музее музыки погружают в эпоху музыкального авангарда. Здесь в нескольких залах поместилась целая эпоха, которую можно рассмотреть словно под микроскопом — в деталях. Смысловой центр экспозиции — расцвет авангарда в 1920-30-е годы. Бытует мнение, что авангард этим периодом и ограничивается. Однако выставка доказывает, что «прадедом» авангарда был Владимир Одоевский, а его «внуки» — наши современники. Так что авангард жив и процветает! И мы тому свидетели.
«Ветровая машина» по чертежам Владимира Попова. Фото Марина Чечушкова
Экспозиция и начинается с энгармонического рояля Одоевского. Один из первых отечественных музыкальных журналистов, музыкальный критик и композитор, современник Пушкина и Жуковского, Одоевский был человеком крайне прогрессивным и дальновидным. С его энгармонического рояля (речь идет, на секундочку, о начале XIX столетия!!!) и начинается история. Инструмент символизирует микрохроматику (на слух она напоминает расстроенный рояль), которую авангардисты возвели в абсолют. Она позволяла проводить дерзкие эксперименты.
Другой важной фигурой для авангардистов был Александр Николаевич Скрябин (АНС — запомним эту аббревиатуру, она нам еще пригодится). Композитор обладал музыкально-цветовой синестезией, проще говоря, цветным слухом — ассоциировал звуки с цветами. Идея нашла воплощение в произведении «Прометей. Поэма огня». Уникальный оригинал партитуры, представленный среди экспонатов, показывает, что помимо нот для оркестра здесь есть партитура для света (Luce) и «светового органа», который дополняет музыку световыми эффектами. Исполнение произведения нужно обязательно смотреть, а не только слушать! И в музее такую возможность предоставляют с помощью интерактивного экрана.
Директор музея Михаил Брызгалов акцентирует внимание на том, что этот самый авангард работал в других видах искусств — в театре, кино, изобразительном искусстве и фотографии. В 1920-е годы авангардисты откликнулись на культ новых машинных технологий, которые, несомненно, являлись символом прогресса человечества. Появилась «музыка машин», а вместе с ней — балет «Стальной скок» Сергея Прокофьева, балет Дмитрия Шостаковича «Болт».
Но «музыка машин» существовала не только в виде симфонических произведений. У нее было «второе лицо», где музыкальными инструментами становились сами машины. Музыкантами почувствовали себя и изобретатели, среди которых несомненной звездой является Лев Термен, изобретатель терменвокса. Увы, большинство музыкальных изобретений не стали востребованными в композиторском искусстве, оставшись в памяти даже не голосом, а далеким эхом эпохи. А вот шумовые музыкальные инструменты пользовались огромной популярностью. После революции шум превратили в звуковой способ организации труда. Идея заключалась в том, чтобы стереть границу между работой и досугом. Станок рассматривался как музыкальный инструмент, а рабочий — как музыкант. Вполне в духе времени. Но самое яркое распространение идея шумовой музыки получила в кино, где использовали натурную запись шумов окружающего мира. А что из этого получилось, можно посмотреть здесь же, надев наушники возле мини-телевизора, где транслируется фильм «Энтузиазм (Симфония Донбасса)» (1930 год), ставший образцом «шумовой симфонии».
Партитура для АНС. Предоставлено пресс-службой музея
Во МХАТе пошли дальше: актер и изобретатель Владимир Попов руководил конструированием и совершенствованием шумовой аппаратуры, которую использовали в оформлении спектаклей. Кстати, его идеи подхватили и кинематографисты, которые применяли Поповские изобретения для озвучивания фильмов (правда, идея оказалась не перспективной…). Всевозможные «шумелки, пыхтелки, сопелки» представлены на выставке и на некоторых из них можно поиграть, представив себя деятелем авангардного театра 1930-х. Всего Попов наконструировал около 200 шумовых машин, которые воспроизводили звуки природы, транспорта, производства, баталий и быта.
Мы попробовали постучать по реконструированным шумовым машинам Попова, взглянули на оригинальный «кастрюлебарабан» (барабаны, сделанные из кастрюль), побренчали на чемодане с калошей и на бутылофоне, неожиданно для себя став авторами собственной шумовой симфонии. Звук у этих инструментов оказался самобытным, совсем не таким, к какому мы привыкли, но, очевидно, так звучало новое государство, где воспитывали «нового человека».
Мы обещали, что 1930-ми годами все не закончится. И действительно, импульс, данный авангардистами в эпоху их расцвета, был столь сильным, что прокатился через все XX-е столетия и продолжает вдохновлять композиторов современности. Наверняка многие из наших читателей смотрели фильм Андрея Тарковского «Солярис» и могут вспомнить необычное звуковое оформление картины? Речь идет о синтезаторе «АНС» (по инициалам Александра Николаевича Скрябина). Автором музыки в фильме был Эдуард Артемьев, продолжатель авангардного движения, который всегда находился на передовой электронной музыки и стал одним из важнейших композиторов-электронщиков в мире!
Ярослав Судзиловский. «Мем» для ансамбля. Фото Марина Чечушкова
Так вот, «АНС» изобрел военный инженер Евгений Мурзин, его новшеством заинтересовались представители «второго авангарда» — Альфред Шнитке, Софья Губайдулина, Эдуард Артемьев, конечно, и другие, оставив любопытное, хотя и мало изученное, музыкальное наследие. Во второй половине XX века «АНС» звучал во многих кинолентах. Например, помимо фильмов Тарковского, синтезатор можно услышать в «Бриллиантовой руке» (в сцене ночного кошмара). Впрочем, не обязательно пересматривать фильмы, чтобы узнать, как звучал «АНС» — достаточно подойти к Virtual ANS — симулятор настоящего синтезатора, нарисовать на панели что угодно и озвучить. Мы, например, признались в любви к «МК» и узнали, как наш рисунок звучит на АНСе. Завораживает… Идея для любителей авангарда, которые хотят сделать предложение любимой: напишите его на Virtual ANS. Согласие гарантировано! Равнодушным остаться сложно!
Авангардное движение продолжается и сегодня, что здесь же и доказывают. Современные композиторы предоставили для выставки свои оригинальные партитуры с сочинениями, среди которых такие яркие и дерзкие образцы как «Граффити» для ансамбля (Егор Савельянов), «Мем» тоже для ансамбля (Ярослав Судзиловский). Так что временные границы авангарда точно не ограничиваются 1930-ми.
Подписаться
Авторы:
Донбасс Выставки
Малые города России
- 13:15
От казачьей станицы до города гидростроителей
- вчера
В Плес за вдохновением
- 2 ноября
Каргополь: жемчужина Русского Севера
Что еще почитать
-
Выборы президента США-2024: Трампа объявили победителем, онлайн
Михаил Верный Инна Васейкина