Об эпохе дворцовых переворотов многое неизвестно до сих пор: каждый новый правитель старательно заметал следы — все же власть обретали не совсем законно. В Музее Московского Кремля собрали самые интересные предметы, которые рассказывают об одном из самых противоречивых периодов в истории России.
Мундирное платье Екатерины II. Фото Марина Чечушкова
Петр Великий запустил реформаторскую машину, двигатель которой был настолько мощным, что работал вплоть до революции 1917 года, с одной стороны. А с другой, благодаря нему же стать монархом мог любой достойный (по мнению императора), что привело к многочисленным дворцовым переворотам — на чьей стороне офицеры и солдаты, у того и власть.
Эпоха по масштабам событий и интриг — гигантская, а выставка сравнительно небольшая: почему? Все просто: каждый правитель «заметал следы» за собой, а потому документов эпохи сохранилось не много. Но тем, что есть, при создании экспозиции распорядились грамотно. Ставку сделали на эмоции, страсти и контрасты.
Величественный скипетр первого российского императора Петра Великого, а в нескольких метрах от него — крохотная детская сабелька. Чудом сохранившийся портрет Иоанна Антоновича или Ивана VI подсказывает, кто, вероятно, был владельцем этого «холодного оружия». Его коронация так и не состоялась. Трагическая судьба: изоляция в Холмограх, заточение в Шлиссельбургской крепости, страшная гибель юноши, который знал о своем благородном происхождении… Елизавета Петровна старательно подчищала все свидетельства и документы, связанные со свергнутым несчастным императором, а портрет сохранился. Чудом.
Детская сабля. Возможно, принадлежала Ивану VI. Фото Марина Чечушкова
Сияет самая ранняя из всех сохранившихся императорских корон, ее украшают более двух тысяч алмазов и турмалин неправильной формы весом 100 грамм. Принадлежала она Анне Иоанновне, племяннице Петра I, это символ ее власти, единоличной, без всяких там «Кондиций». Кстати, тот самый порванный ею документ тоже представлен среди экспонатов.
Конечно, лица-лица-лица-лица — огромная портретная галерея всех причастных к переворотам. Страшный портрет «Петр I на смертном одре» Иоганна Готфрида Таннауэра — та самая «точка невозврата», ведь со смерти Петра Великого все и началось. А далее — все августейшие особы, вплоть до Павла I, чьим убийством и закончилась эпоха дворцовых переворотов, а вместе с ними — фавориты новой власти и те, кто приложил руку к возведению на трон новых правителей и правительниц.
Придворное платье Марии Федоровны, в котором она была на последнем ужине при жизни Павла I. Фото Марина Чечушкова
И еще одна «фишка» выставки — императорский текстиль. Например, мундирное платье Екатерины II, которая, желая быть ближе к гвардии, тоже стала носить мундир, только его женскую версию, которая, к тому же, подчеркивала все ее достоинства, особенно осанку, и скрадывала все недостатки фигуры. Еще одно императорское платье — наряд Марии Федоровны, супруги Павла I, поражающий своей изящностью. В нем она была на последнем ужине императорской семьи. Неужели женщина, которая «обеспечила» Российскую империю наследниками на ближайшие полвека, была такой стройной и миниатюрной после десяти родов?
И громкий финальный текстильный аккорд — рубашка Павла I, которая была на нем в роковую ночь. Следов крови на ней не найти — видимо, оттерли…
Подписаться
Авторы:
Россия Выставки
Малые города России
- 18 ноября
Усть-Лабинск: где традиции встречаются с инновациями
- 18 ноября
Сибирский город романтиков
- 18 ноября
Усть-Илимск: прогулка по сибирскому городу мечтателей
Что еще почитать
-
«Светличная недовольна»: друзья раскритиковали место захоронения, «светские львицы» оскандалились на прощании
Ульяна Калашникова