Тетя Клава, баба Шура или маляр Тося: актриса Раиса Рязанова отмечает 80-летие

31 октября актрисе Раисе Рязановой, которую знают прежде всего по роли Антонины в оскароносном фильме Владимира Меньшова «Москва слезам не верит», исполняется 80 лет. Тетя Клава, баба Шура, работница сосисочной фабрики, мама Толика, женщина на остановке… Чаще мама и бабушка, простая русская женщина — вот ее основные героини. Их карьерный пик — начальница загса и директор детского дома.

В фильме «Москва слезам не верит».

Переехав с мамой из Казахстана, где родилась, в Подмосковье, Раиса Рязанова поступила в Рязанское музучилище, выучилась игре на баяне, поступила в ГИТИС. С третьего курса начала сниматься. Ее дебют в кино состоялся в 1967 году. И сразу главная роль в картине «Гуля Королева» Ии Мироновой по повести Елены Ильиной «Четвертая высота» о советской актрисе Марионелле Королевой, которая в 1942-м добровольцем пошла на фронт и погибла под Сталинградом в свои 20 лет. Через два года Рязанова снялась у Юрия Григорьева в фильме «День и вся жизнь», где опять была война, и ее героиню Катю Морозову спас советский солдат. Короткая, как вспышка, любовь, разлука, рождение сына…

В роли Гули Королевой.

В фильмографии актрисы больше 200 картин — «Золотые рога» Александра Роу, «Москва —Кассиопея» Ричарда Викторова, «Ищу человека» Михаила Богина, «Белый Бим Черное Ухо» Станислава Ростоцкого, «Москва слезам не верит» Владимира Меньшова, «Любовь» Валерия Тодоровского, «Му-Му» Юрия Грымова… А теперь — сериалы, сериалы… Больших ролей после юношеского взлета не было. В основном эпизоды, всегда яркие, каким бы скромным ни был материал: Рязанова никогда каши не испортит.

На роль Антонины в «Москва слезам не верит» ее утверждать не хотели, но Меньшов бился за своих актрис. Рязанова с благодарностью вспоминает, как оказалось, главную роль своей жизни — скромного маляра и маму троих мальчиков. Хотя поначалу переживала, что зрители вспоминают порой только эту ее картину.

Она пережила разные времена. Когда в кино ситуация была аховая, зарабатывала на жизнь частным извозом, подвозила пассажиров, стала лихо водить автомобиль, заслужила титул «Автоледи». Легко себе представить, как Рязанова печет пирожки, а потому никто не удивляется, что у нее есть блог, в котором она делится кулинарными рецептами, секретами садоводства и житейскими советами. Только никаких страниц в соцсетях у нее нет и в помине, Интернетом она не пользуется. А ее имя используют ловкие люди и процветают.

Кадр из фильма «История одного подъезда».

Несколько лет назад она поразила своим поступком. Мы были в Трубчевске, где Лариса Садилова в свое время снимала фильм «Однажды в Трубчевске», участвовавший потом в Каннском кинофестивале, и решила устроить для местных жителей праздник. Они же снимались в ее картине. Ждали приезда очень известной актрисы, которая накануне перестала выходить на связь. Ситуация была на грани провала. И Лариса позвонила Рязановой. Раиса Ивановна при ее безумной занятости срочно выехала в Трубчевск на машине и провела великолепную встречу со зрителями.  

Она даже в трудный момент спонсировала фестиваль, отдав только что полученный гонорар. При этом считает, что ничего особенного не совершила. Рязанова — отважная актриса, готова сделать ради роли то, что обычно достается каскадерам. В горящую избу войдет, если надо, и в ледяной воде искупается, что уже и было не раз в ее кинобиографии.  

С Ларисой Садиловой они вместе работали, а в ее недавнем «Огороде» Раиса Рязанова сыграла предсказательницу Зинаиду Зрячую, а потом стеснялась приходить на премьеру. Ей казалось, что будут над ней смеяться. Она там действительно смешная, карикатурная. Рязанова с одной стороны боевая, а с другой — застенчивая. Никогда на экране не целовалась, хотя и снялась, не раздеваясь, в эротической сцене советского образца в картине «День и вся жизнь». «У меня была там сцена с прекрасным актером Виктором Авдюшко, который играл моего возлюбленного, — вспоминает актриса. — Я тогда была кормящей мамой. Мы лежали в кровати. Колготок в те годы еще не было. Я связала рейтузы. В них и лежала, надела еще майку, а поверх нее ночную рубашку. Виктор был в брюках и майке. Между нами — одеяло. Режиссер Юрий Григорьев попросил, чтобы мы прижались друг к другу поближе, но я ему сказала, что муж не велел мне ничего подобного делать». Такой была ее первая любовь на экране.

«Мы подружились с Раисой Рязановой давно, — рассказывает режиссер Лариса Садилова. — Сначала она озвучивала в моей картине «С любовью, Лиля» одну из героинь — Женю, подругу Лили. Это было в 2002 году. А в 2004-м я пригласила ее на «Требуется няня». А потом Раиса Ивановна купила дом рядом с нашим поселком — и мы стали соседями.  

Кадр из фильма «Не родись красивой».

— Все время вспоминаю ее марш-бросок в Трубчевск…

— Никто бы, как она, не выручил. Раиса Ивановна нас тогда спасла. Бросила все дела, сорвалась и приехала. Она очень хороший и ответственный человек, настоящий товарищ и замечательная актриса. Я ее очень люблю и уважаю. Сколько раз она нас выручала во время производства, когда пришлось платить штраф Министерству культуры! Она находила деньги и давала их в долг.

— Штраф за не вовремя сданный фильм?

— Мы сдали фильм вовремя, но в Госфильмофонде обнаружили в документах ошибки. Пришлось все переделать, а потом еще месяц ушел на проверку. В итоге мы потеряли время и должны были заплатить штраф.

— Почему именно Раису Рязанову вы пригласили озвучивать другую актрису? У нее голос особенный? Почему именно ей даете роли?

— Во-первых, Раиса Ивановна — трудяга. Во-вторых, талантливый человек. Вспоминаю, как мы работали на «Требуется няня». Я разрешаю актерам менять текст, если им так удобнее его произносить, но, конечно, согласовывая со мной. Раиса Ивановна ничего менять не стала, сказала: «Мне нравится текст». Мы репетировали. По счастью, тогда было на это время, не было гонки. Она ничего не делает абы как, чтобы побыстрее уехать на другую съемочную площадку.

В «Огороде» у нее небольшая роль, но нужно было видеть, как мы репетировали, как она следила за каждым словом и проверяла отснятый материал на мониторе. Как она реагировала и говорила: «Давайте переснимем». Она настоящий профессионал, актриса с большой буквы.  

— Почему же так мало было у нее больших ролей?

— Просто таков ее типаж. В кино ведь в первую очередь типаж и используют, предлагают похожие роли. А Рязанова — актриса высокого класса.

— Она, как Мордюкова, воплощает народный характер.

— Согласна. Кто-то из критиков мне сказал, что талантливых актрис много, и они немало ролей сыграли в кино, но их никто не помнит. А Татьяну Самойлову все знают фактически по двум картинам — «Летят журавли» и «Анна Каренина». Если мы называем имя Раисы Рязановой, то все сразу же вспоминают фильм «Москва слезам не верит». А при упоминании многих актрис никто не может перечислить их фильмы. Нечего вспомнить. Не выпадало на их долю ролей, какие были, скажем, у Нонны Мордюковой в «Председателе», «Молодой гвардии», «Родне»…  

— Раиса Рязанова — яркая, интересная актриса. Даже дурная режиссура и слабая драматургия не способны ее сбить с толку.

— Яркая, энергичная, живая. Для этой профессии нужно помимо прочего еще и лошадиное здоровье, чтобы постоянно работать. Дай бог Раисе Ивановне здоровья и интересных ролей.

Авторы:

Министерство культуры Шура Москва Казахстан

Опубликован в газете «Московский комсомолец» №29395 от 31 октября 2024

Заголовок в газете: Маляр Тоня с «Оскаром»

Сюжет

Малые города России

  • 13:15

    От казачьей станицы до города гидростроителей

  • вчера

    В Плес за вдохновением

  • 2 ноября

    Каргополь: жемчужина Русского Севера

Что еще почитать

  • Америка выбирает нового главу Белого дома

    Выборы президента США-2024: Трампа объявили победителем, онлайн

    Фото 78977

    Михаил Верный Инна Васейкина

Добавить комментарий