На X международном культурном Форуме — Форуме объединённых культур, который проходит в Санкт-Петербурге, Программа очень насыщенная и к огорчению журналистов все происходит не последовательно, а параллельно. То есть одновременно в Главном штабе Эрмитажа, Санкт- Петербургской капелле и на других площадках города с 10 утра идут дискуссии, круглые столы и порой хочется раздвоится или даже расстроится, чтобы послушать интересных и продвинутых спикеров. С подробностями из Петербурга обозреватель «МК».
Самая популярная точка Форума — Малый Атриум, где обосновался Искусственный Интеллект и все, что с ним связано. Собственно, утро второго дня Форума с него и началось. Руководитель этого направления Роман Карманов сначала предъявил практические достижения ИИ в области культуры — робота Арди, который спел в дуэте с Надеждой Бабкиной. Арди на словах «Родина моя, люблю тебя…» артистично разводил руками, и старался пластически быть убедительным в своих чувствах. Менялись видео картины родных просторов, и никого почему то смущало, что мужчина был ну… голый. То есть костюмчика ему не подобрали, может, потому, что первичных половых признаков у него не наблюдалось, а значит как и не голый. Зато голос красивый — баритон, очень подходящий к голосу Надежды Бабкиной.
После пятиминутного выступления дуэта, завершившегося бурными аплодисментами зрителей, началась дискуссия и приятно было слушать, что все спикеры (а это профессионалы не ИИ, а от культуры, медиа, производства) говорили больше о проблемах, которые нас ждут с неотвратимым внедрением в реальность и жизнь каждого этого самого ИИ. Об этом говорил Михаил Швыдкой, Константин Эрнест, Ольга Усова, которая написала серию книг про Ипполита, естественно искусственного. Если суммировать все выступления, то они сводятся к следующему: IT- технологии весьма энергетически затратный процесс, он потребует использования, например, углеводородов. Плюс надо учитывать изменение климата. Немаловажный аспект в вопросах использования ИИ — законодательный.
Мы думали что ИИ будет внедряться в рутинные сферы, а он активно врывается в сферы, где человек считается сильнее — в творчество, — говорит Швыдкой. — Пока ИИ является объектом, можно быть спокойным, но когда он станет субъектом, возникнут проблемы.
И привёл в качестве примера ответ Пабло Пикассо на вопрос «Чем тот творит?» — «Яйцами», — на полном серьезе ответил тогда великий испанский художник. Однако основную угрозу для самого творца Михаил Ефимович видит не в том, что его вытеснят всякие там Арди, которые с сумасшедшей скоростью и, не испытывая мук творчества, будут выдавать сценарии или тексты песен. Ведь уже на Форуме продемонстрировали 30 песен, написанных ИИ за полчаса.
Не так страшно, что с помощью машины создают сценарии, а страшно, что человек может стать машиной. Мы начинаем подделываться под ИИ. Почему нет, — думает живой творец, — если это покупается? Тогда мы начнём прикидываться, как прикидывался Пер Гюнт в зависимости от обстоятельств, в которых он оказывался.
Константин Эрнст во-первых, сказал что ему не нравится само слово «искусственный» («ну что такое — искусственная голова?») и предложил ввести терминологическую конвенцию по ИИ. Глава Первого канала предъявил на экране новые продукты Холдинга, где из группы артистов в забавной сюжетной истории настоящим был только Марат Башаров, а звезды Голливуда, типа Киану Ривз — результатом ИИ. Но они смотрелись как живые и даже лучше. А сам Константин Львович в какой то момент заговорил с экрана голосом Брежнева, после чего все окончательно запутались — Эрнст это или его качественный deepfake?
Главное, чтобы на следующий год здесь вместо нас не сидели электронные копии, — подытожил Швыдкой.
А в это время на площадке Форума начались подписания международных соглашений. Одним из первых — между Государственным музеем искусства народов Востока (гендиректором Александром Седовым) и Азербайджанским национальным музеем искусств (директор Ширин Меликова).
Мы планируем издание книг, планируем проведение новых выставок и ждем вашу коллекцию у нас, в наших залах. Наши зрители с большим удовольствием, я думаю, будут знакомиться с творчеством и русских художников, и вашей коллекцией авангарда. , – говорит Ширин Меликова.
Не самой увлекательной оказалась панель по кино «От глобального — к локальному — к международному/Global Local Glocal» Самым интересным здесь, пожалуй, был ведущий Иван Кудрявцев, который задавал вопросы, провоцирующие лидеров отечественной дистрибуции на полемику как минимум, но в ответ получал от них или сухие ответы, суммы по доходам или жалобы на то, что Китайский рынок очень закрытый. Фёдор Бондарчук производил впечатление спикера, уставшего от спикерства. Правда сообщил об удачной зарубежной жизни, который зажил, например, наш «Холоп» — во Франции, теперь вот и в Китае будет.
Сейчас с нашими сериалами начнут работать в Японией — «Балет», «Телки», «Хэппи-Энд». А «Слово пацана» увидят поляки. Китай — самый желанный, но самый закрытый рынок. Туда и Голливуду попасть не просто, что ж говорить о нас, — сказал горькую правду Бондарчук. Зато рядом с ним сидящая дама из руководства крупной медиакомпании уверенно сообщила, что российская индустрия кино сегодня переживает фантастический Ренессанс. Судя по реакции тех, кто собрался в небольшом Красном зале, ей не очень то поверили.
Хорошо думать про свой сбыт, когда у тебя свой миллиардный рынок. Какой сбыт нужен сегодня Российской индустрии? — вопрос ведущего не получил внятного ответа. Обстановку оживил режиссёр из Сенегала, который сносно говорил на русском. Он рассказал, что закончил ГИТИС и ему скоро будет 60 лет — на них он, явно, не тянул: живой, подвижный, эмоциональный, с кудрявыми волосами, собранными в пучок на макушке. Он воскликнул:
Русские не ценят себя как надо. Ребята, посмотрите как здесь здорово!
Рассказал о Сейшелах, их красотах, своих проектах и мечте — в ближайшее время превратить Сейшелы в Шеливуд.
Покидала киноплощадку с мыслью, что нам все-таки надо брать китайский рынок, который, судя по выступлению продюсера из Поднебесной, все хотят получить, но не у всех получается. Также неплохо говорящий по русски, он сообщил, что в Китае сериал «Слово пацана» точно стал бы бомбой.
Снова малый Атриум, где демонстрируется работа компании Refeface Technology, и на экране образец такой работы — вещающий Илон Маск. Точнее его Deepfake. Еще один пример — изображение артиста, которое на наших глазах превращается во всенародного любимца — Юрия Никулина. Специалист, предупреждает: «Дипфейк — огромный простор для мошенников, хотелось бы найти золотую середину, чтобы помогать людям, а не навредить». И желает всем быть бдительными. «Важный навык сегодня — развивать критическое мышление». Здесь же обсудили ИИ как инструмент создания и продвижения аудиовизуального контента.
С ИИ на Форуме может конкурировать только слово «суверенитет», который тесно связан и с ИИ, и с новыми технологиями в культуре. А что означает суверенитет в культуре? Суть этого до конца еще не установлена, но меняющиеся условия миропорядка, как подчёркивали спикеры сразу нескольких заседаний, не могут не вызывать в России справедливую ответную реакцию. Этому посвящена панельная дискуссия «Культурный суверенитет страны. Вызовы времени: осмысление, отношение, отражение». Спикера — Мария Захарова (цитирует Бердяева), Владимир Машков, Карен Шахназаров, Елена Шмелева и другие. Председатель Совета образовательного центра «Сириус» уверена, что в работе с новым поколением нужна вертикаль («молодежью нельзя управлять»), нужна другая система взаимоотношений. «Наша задача добиться формирования единой среды — культуры и образования. Что бы у всех поколений был единый культурный код». Ну а Владимир Машков подытожил своё выступление словами «Наш фронт — культура. Если мы не будем биться, как бьются наши ребята на передовой, то мы не нужны».
Бабкина в Санкт-Петербурге спела дуэтом с искусственным интеллектом: видео
Смотрите видео по теме
Подписаться
Авторы:
Мария Захарова Санкт-Петербург Россия Франция Китай Япония
Комфортная городская среда
- 13 сен
XXI век приходит в села Уйского района
- 12 сен
В астраханском селе строят летнюю концертную площадку
- 10 сен
Осталось только сохранить
Что еще почитать
-
«Бьют, как по «Азовстали»: штурм шахт Угледара ВСУ сравнили с кошмаром
Дарья Федотова