Коллеги из Москвы готовы помочь восстанавливать музей Прокофьева в Сонцовке на Донбассе

Название небольшого села Сонцовка (Красное) неподалеку от Курахова на Донбассе во «фронтовых» телеграм-каналах с середины прошлой недели появляется по нескольку раз в день. Изначально шла речь о боях на окраинах, а потом сразу в центре села, где родился Сергей Прокофьев, — появилось даже видео беспорядочной стрельбы ВСУшников по зданию музея великого композитора. Официальной информации об освобождении Сонцовки от Минобороны пока нет, но, как выяснил наш корреспондент, этого события с нетерпением ждут как в Донецке, так и в Москве.

Музей под огнем ВСУ.

В каком состоянии сейчас находится музей, неизвестно — три дня нет оттуда никаких сведений, но сам факт обстрела здания зафиксирован. Первый в мире музей Прокофьева на его малой родине является частью Донецкого областного (сегодня — республиканского) краеведческого музея. Старший научный сотрудник научно-экспозиционного отдела истории ДРКМ Диана Махно рассказала «МК», что в музейный комплекс Сонцовки входили два здания, построенные при жизни Сергея Сергеевича: церковь святых первоверховных апостолов Петра и Павла, в которой его крестили, школа, где преподавала мама Прокофьева Мария Григорьевна, — в ней-то и разместился музей, выросший из небольшой школьной экспозиции. И, кстати, эпитет «первый в мире» применим не только к музею, но и к памятнику Прокофьева работы Василя Полоника, открытого на Донбассе в 1991 году, к столетию со дня рождения композитора.

Также представляет несомненную значимость памятный знак на месте дома-усадьбы родителей композитора. По словам Дианы Вячеславовны, наполнению музея в разные годы способствовали вторая жена Прокофьева Мира Александровна Мендельсон (именно она передала сюда первые предметы) и его сын Святослав Сергеевич Прокофьев. Помимо этого часть вещей из богатого семейного дома сохранили односельчане — туалетный столик Марии Григорьевны, этажерку и другие аутентичные предметы мебели из обстановки.

Также в первые постсоветские годы в Сонцовку направил партию прокофьевских артефактов Мариинский театр — костюмы, включая костюм знаменитой балерины Феи Балабиной, эскизы, редчайшие фотоматериалы. Но далеко не только этим мог похвастаться музей, продолжавший работать после силовой операции Киева на части Донбасса, подконтрольной Украине. В 2020–2021 годах, согласно украинском сайту музея, его работники продолжали популяризировать наследие русского гения, показывали фильмы о нем, исполняли произведения, конечно же, «дозируя» это проведением выставок о «символах Украины» и стилях украинской вышиванки. 130-летний юбилей композитора праздновали почти с размахом — до тотального запрета русской «имперской» культуры оставалось каких-нибудь пара лет.

В «телеге» в связи с будущим переходом Сонцовки под российскую юрисдикцию уже шутят, что скоро украинская пропаганда поведает о «коварных русских», которые «покрали» рояль Прокофьева. Но что бы ни случилось с музеем, в этом действительно неизбежно обвинят Россию, а каждая мелочь в его стенах — бесценна.

«Любой музей — много или мало там экспонатов — является хранителем истории. В нем ценен любой материал, а в этом случае — все, что связано с Прокофьевым, — говорит генеральный директор Российского национального музея музыки Михаил Брызгалов. — Там нет таких богатых фондов, как в московском музее С.С.Прокофьева, но о первых годах жизни композитора рассказывалось подробно».

Михаил Аркадьевич сообщил, что до 2014 года столичные коллеги приглашали музей в Ассоциацию музыкальных музеев и коллекционеров, связь продолжали поддерживать до последнего, звали в Москву на прокофьевские мероприятия, включая открытие памятника в Камергерском переулке.

«Погода» на Украине менялась, и, как признается Брызгалов, были моменты, когда «они шептали в трубку: нам сейчас нельзя разговаривать с вами».

Отвечая на вопрос, готов ли музей музыки помочь с вероятным восстановлением важного для всей страны учреждения культуры, собеседник издания напомнил, что музей музею по российским законам передавать предметы не может. Но в наши дни достаточно современных технологий, позволяющих по согласованию и при поддержке Минкультуры РФ изготовить и отправить на Донбасс копийные материалы московских экспонатов.

— Михаил Аркадьевич, рассматриваете ли вы пессимистический сценарий полной гибели музея в Сонцовке? Что нужно будет предпринять в таком случае?

— Мы все время мечтали, что музей будет освобожден, что мы восстановим отношения и чем-то обязательно поможем. Жизнь нас учит, что нужно готовиться к самому трудному, а если будет легче — радоваться этим возможностям. К нам, конечно же, еще никто не обращался, но мы считаем своим долгом оказать содействие в обновлении экспозиции на Донбассе. У нас есть специалисты, которые вместе с коллегами из ДНР смогут сделать и такую большую работу.

Авторы:

Москва Донбасс Россия Киев Донецк Донецкая народная республика

Опубликован в газете «Московский комсомолец» №29404 от 14 ноября 2024

Заголовок в газете: Прокофьев вернется в Россию

Коллеги из Москвы готовы помочь восстанавливать музей Прокофьева в Сонцовке на Донбассе Сюжет

Малые города России

  • 18:19

    Тысяча лет Суздалю: праздник, который только начинается

  • 15:02

    Новый облик Нерюнгри

  • 13:12

    Переславль-Залесский: место, где сказки становятся реальностью

Что еще почитать

  • Но применять его нужно только под наблюдением специалистов

    Назван снижающий риск инсульта популярный витамин

    12853

    Полина Коноплянко

Добавить комментарий