Исполнилось бы 75 лет великому русскому артисту Александру Градскому. Его ученики, с которыми он создал несколько лет назад уникальный театр, в день его рождения собрались в зале «Градский Холл», который для них альма-матер и пока еще носит его имя, на концерт памяти своего учителя и наставника. Ребята творили на сцене чудеса — это общее мнение всех, кто был свидетелем памятного вечера и замечательного концерта. Также, по общему мнению, Мастер бы гордился своими учениками, которых он не просто холил и лелеял, а «подвергал» изнурительному, но очень продуктивному творческому росту. Результаты даже сейчас налицо. Я же горжусь тем, что был близко знаком с Александром. Помимо всего, что нас связывало, он не раз был гостем моей программы «Беседы о роке и джазе» на радио. А познакомились мы при очень интересных обстоятельствах.
На той самой пресс-конференции.
В 1975 году группа «Скоморохи» во главе с Александром Градским приехала на гастроли в Саратов и дала концерт в ледовом дворце «Кристалл». На тот концерт пришел и я, тогда студент консерватории. После концерта, набравшись смелости, подошел к Александру и пригласил его к себе домой, слушать мою довольно-таки немаленькую и уникальную по тем временам виниловую коллекцию. С хорошими, тем более западными, пластинками в те годы была напряженка, каждый экземпляр у меломанов и музыкантов ценился почти на вес золота. Поэтому Александр принял мое приглашение практически с лету. Мы долго сидели, много общались, прослушали в тот вечер три альбома группы Grand Funk Railroad. Оказалось, что это была одна из любимых групп Александра, собственно, как и моя. Так ненавязчиво знакомство с Градским в тот вечер положило начало нашему многолетнему сотрудничеству, можно даже сказать, дружбе.
Спустя 35 лет, в 2011 году, на открытие нового продюсерского центра на Чистых прудах собралось много гостей: Вячеслав Зайцев, Юлий Гусман, Бари Алибасов, Иосиф Кобзон, Олег Газманов, многие другие уважаемые люди. Приехал и Александр Градский. В разгар мероприятия он подходит ко мне и говорит: «А что это за седой мужчина? У него очень знакомое лицо». Я отвечаю: «Так это Марк Фарнер, лидер той самой группы Grand Funk, которую мы с тобой слушали в 75-м году». У Градского округлились глаза. Он мне не поверил, говорит: «Игорь, хватит выдумывать, такого быть не может! Марк Фарнер приехал в Москву, скажешь тоже!» Я смеюсь: «Ну вот же он приехал на открытие центра». Градский: «Ты меня разыгрываешь, это просто похожий мужчина, и все!» Я не стал настаивать, а Сашу увлекли другие гости. Подошло время пресс-конференции, и у Градского во второй раз округлились глаза, когда за столом «президиума» он оказался рядом с Фарнером. Конечно, я специально посадил их рядом и поставил для верности таблички с именами. Тут-то он уже поверил — и своим глазам, и мне! Александр весь вечер общался с Марком Фарнером, не веря, что его кумир сидит рядом. Для Градского это было прямо-таки событием жизни и сюрпризом, которого он никак не ожидал…
С Игорем Сандлером.
В 2012 году Иосиф Давыдович Кобзон отмечал 75-летие в «Лужниках». Гостей было, думаю, около полутора тысяч приглашенных. На этом праздновании мы столкнулись с Градским, он подошел ко мне и рассказал, что его пригласили наставником в популярный телепроект «Голос». Спросил, что я об этом думаю, стоит ли ему согласиться на это предложение. Саша сомневался. Я ответил, что проект, конечно, интересный, это мировой бренд, который уже себя зарекомендовал во многих странах, а в России, по моему мнению, это лучшее музыкальное телешоу, и что ему такая история будет только в плюс: рейтинг большой, популярность зашкаливает, и, главное, это важно для поиска и поддержки реальных талантов, для многих из которых это может стать путевкой в жизнь. Он задумался, но в тот вечер решения не принял. А потом, как мы знаем, решил. И его участие стало не только одной из самых ярких страниц в этом проекте, но и очень важным — и для самого Саши, и для многих его подопечных. Кто еще из наставников не бросил своих выпускников, а собрал их и создал такой замечательный музыкальный театр?! Его профессиональные советы и бесценные рекомендации переоценить трудно, они помогли не только его подопечным, но и многим другим участникам шоу. Я же рад, что моя рекомендация, возможно, как-то повлияла на его решение…
Об Александре Градском можно рассказывать очень много и долго… Вспомню еще о его последнем и самом значимом проекте. Более семи лет я вел на радио программу «Молочные Братья. Беседы о роке и джазе» по приглашению Сергея Доренко. В эфир я приглашал и наших, и западных звезд в гости. Были времена, когда это было обыденностью, когда Москва была одной из точек притяжения для международных звезд…
С Марком Фарнером.
Несколько раз моим гостем был Александр Градский, и мы не раз обсуждали в эфире «дело его жизни», а также крутили записи этой работы. На протяжении долгого времени, с 2009 года, Саша работал над рок-оперой «Мастер и Маргарита». По авторскому определению — «опера в двух действиях и четырех картинах» по одноименному роману Михаила Булгакова. Однако у Саши не хватало ресурсов для завершения проекта. Он выпустил альбом, а поставить оперу уже не успел. Подлинный шедевр существует в виде единственной аудиозаписи 2009 года, выполненной с очень звездным и, я бы сказал, уникальным составом. Помимо того, что сам Саша спел четыре партии, в записи участвовали певцы самых разных жанров — от эстрады и рока до романса и оперы, а также актеры высшей пробы: Александр Розенбаум и Любовь Казарновская, Татьяна Анциферова и Алексей Конкин, Максим Леонидов и Елена Камбурова, Людмила Касаткина и Андрей Макаревич (признан в РФ иноагентом. — Авт.), Олег Табаков и Григорий Лепс, многие другие. В либретто к произведению Градский использовал не только авторский текст Булгакова, но также собственные стихи и сочинения Павла Грушко.
Во время одного из эфиров забрезжила надежда — Градский с оптимизмом рассказывал о том, что теперь у него есть свой театр, «Градский Холл», и о том, что, возможно, именно на этой базе удастся осуществить давнюю мечту о постановке «Мастера и Маргариты»…
Не удалось. Да и судьба самого театра, кажется, предрешена — его решено «переформатировать». По сути — закрыть. Это грустно, но это не изменит главного — нашей памяти об Александре Градском как великом артисте, музыканте, поэте и певце.
Подписаться
Авторы:
Андрей Макаревич Иосиф Кобзон Григорий Лепс Россия Москва
Заголовок в газете: Памяти Градского
Малые города России
- 18:19
Тысяча лет Суздалю: праздник, который только начинается
- 15:02
Новый облик Нерюнгри
- 13:12
Переславль-Залесский: место, где сказки становятся реальностью
Что еще почитать
-
Назван снижающий риск инсульта популярный витамин
Полина Коноплянко